Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
В детском саду отсутствуют специально оборудованные учебные кабинеты: для глухих обучающихся; для слабослышащих и позднооглохших обучающихся; для слепых обучающихся; для слабовидящих обучающихся; для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи; для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для обучающихся с задержкой психического развития; для обучающихся с расстройством аутентического спектра; для обучающихся с умственной отсталостью.
6 групп (групповая комната, отдельная спальня, раздевалка, туалет, умывальная комната, моечная) являются основными помещениями для пребывания воспитанников в детском саду, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Оснащены детской мебелью, комплектами игровых модулей, пособиями для полноценного развития детей с учетом их возрастных особенностей и интересов.
4 группы оснащены интерактивным оборудованием. Оборудование групповых помещений соответствует росту и возрасту детей. В группах создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом основных направлений развития воспитанника. Подбор оборудования осуществляется в соответствии с ООП ДО.
Внутреннее пространство учреждения, помимо групповых комнат, включает и специальные помещения, позволяющие осуществлять развитие детей.
Физкультурный зал обеспечен необходимым оборудованием для проведения физкультурных занятий. Имеются в количестве, рассчитанном по числу детей в группах, мячи разных размеров, обручи, коврики, палки, флажки, кубики, кегли, ленточки, нетрадиционное оборудование и материалы и т.д. Зал обеспечен лавочками, лестницами.
Музыкальный зал обеспечен зеркалами, стульями, музыкальным оборудованием для проведения музыкальных занятий. В данном помещении установлено мультимедийное оборудование.
Кабинет педагога-психолога включает в себя следующие рабочие зоны: пространство для взаимодействия с детьми; пространство взаимодействия со взрослыми; профессиональная зона для организационно-планирующей работы психолога (письменный стол, стул, компьютер, шкаф для хранения документации).
Методический кабинет обеспечен программно-методической литературой, необходимой для ведения педагогического процесса. В кабинете имеются наглядно-дидактические материалы, материалы из опыта работы педагогов ДОУ, компьютер для ведения документации и работы с педагогами. Оборудовано компьютеризированное рабочее место для педагогов, с принтером и выходом в интернет, позволяющее готовить дидактический материал к педагогическому процессу и документацию.
Объекты для проведения практических занятий
Образовательный процесс в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №34 «Игрушка» обеспечен современной компьютерной техникой, включающей аппаратные средства (компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска) и программное обеспечение.
В ДОУ – 6 групповых комнат с наличием физкультурных уголков, музыкальнo-спортивный зал. Детский сад оснащен физкультурным оборудованием для занятий с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.
В кабинетах специалистов (инструктор по ФК и музыкальный руководитель) имеются методические пособия и дидактические материалы для работы с детьми ОВЗ и детьми – инвалидами.
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
Объекты для проведения практических занятий МБДОУ № 34 «Игрушка»:
групповые помещения;
музыкально-спортивный зал;
спортивная площадка;
кабинет педагога-психолога;
игровая площадка для каждой возрастной группы. Имеются: 6 беседок, песочницы с теневыми зонтиками, металлическое оборудование: 2 горки, скамейки, столы.
В этих помещениях проводится непосредственно-образовательная деятельность и предоставляются образовательные услуги для детей. Все объекты для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.
Библиотека
Специально оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда не предусмотрено. Книжный фонд размещён в методическом кабинете и группах.
Методический кабинет укомплектован методической и детской литературой, дидактическими пособиями и демонстрационными материалами, картинами, аудио, видеоматериалами, мультимедийным оборудованием. Имеется подписка на периодическую печать и презентации для работы с детьми и педагогами.
В каждой группе имеется мини-библиотека, сочетающая в себе набор демонстрационных и раздаточных материалов; методическая, художественная литература, хрестоматии для чтения воспитанникам, картотеки.
Мини-кабинет педагога-психолога оснащен необходимым оборудованием и материалами для оказания психолого-коррекционно-развивающей работы. Имеется методическая литература, демонстрационный и раздаточный материал, игры и пособия.
Музыкальный зал оснащен современным техническим оборудованием, фонотекой. Имеется подписка на периодическую печать (музыкальные журналы).
Спортивные объекты
Для непосредственно–образовательной деятельности по физической культуре и организации оздоровительной работы с детьми, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, оказания образовательных услуг по физическому развитию, образовательное учреждение оборудовано: спортивным залом (совмещенным с музыкальным), спортивной площадкой. Физкультурный зал, обеспеченный необходимым оборудованием для проведения физкультурных занятий. Имеются, в количестве рассчитанном по числу детей в группах, мячи разных размеров, обручи, коврики, палки, флажки, кубики, кегли, ленточки, нетрадиционное оборудование и материалы и т.д. Зал обеспечен лавочками, лестницами.
В ДОУ – 6 групповых комнат с наличием физкультурных уголков. Детский сад оснащен физкультурным оборудованием для занятий с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.
В кабинете инструктора по ФК имеются методические пособия и дидактические материалы для работы с детьми ОВЗ и детьми – инвалидами.
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
Средства обучения и воспитания
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в МБДОУ рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей. Задачи:
• обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ и детей –инвалидов на получение бесплатного образования;
• прием детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
• организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
• сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ и детей - инвалидов на основе совершенствования образовательного процесса;
• создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ и детей - инвалидов;
• совершенствование системы кадрового обеспечения.
Вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения; в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в ДОУ работает педагог-психолог, медицинский работник; для обеспечения комфортных условий при получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами в образовательном учреждении со всеми участниками образовательного процесса – воспитанники (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей.
Для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательном и воспитательном процессе используются следующие специальные технические средства:
- интерактивная доска с мультимедийным проектором.
Организация среды – это специальное оборудование центров (зон), направленное на компенсацию состояния детей с ОВЗ. В кабинете созданы следующие центры:
Центр сенсорного развития – обеспечивает развитие и коррекцию отдельных сенсорных систем. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими сенсорное развитие.
Материал для развития зрительной функции (цвет, форма, величина, целостность и дифференцированность зрительных образов): наборы цветных предметов; мозаики; пирамидки; наборы геометрических фигур; парные картинки, буквенные и цифровые лото; трафареты и вкладыши к ним в виде целостных и разрезных предметных изображений и геометрических фигур; разрезные картинки (пазлы); зашумленные, наложенные, теневые, контурные изображения; картинки с реалистичными и стилизованными изображениями.
Материал для развития слуховой функции (звукоразличение и идентификация, фонематический слух; слуховое внимание и память): записи со звуками природы, животных, музыкальных инструментов; музыкальные инструменты; звуковые игрушки, игровые пособия «Звуковое лото», «Назови и подбери» и др.
Материал для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия: различные виды массажных инструментов; наборы контрастных по текстуре материалов для касания; наборы мячей с различной фактурой поверхностей; тактильные дощечки; ванночка и игрушки для игры с водой; контейнер с фасолью и различными крупами; наборы образных объемных игрушек в мешочке; наборы геометрических форм в мешочке; пособие «Почтовый ящик».
Моторно-двигательный центр – обеспечивает развитие и коррекцию мелкой и общей моторики. Данная среда насыщается материалами, стимулирующими моторное развитие.
Материалы для развития мелкой моторики: наборы мелких предметов, природный материал, пластилин, трафареты, обводки, массажные мячи, молнии, пособия с пуговицами, счетные палочки, шнуровки, лабиринты, конструкторы, наборы прищепок, «Мозаика для развития пальцев», «Напольная мозаика», пособия для развития графомоторных функций (прописи буквенные и цифровые, штриховки, пособие «Тренируем пальчики»), картотека пальчиковых игр и др.
Материалы для развития общей моторики: комплексы профилактических физических упражнений; мячи, сухой бассейн, игры на полу «Черепаха», «Шарик в лабиринте», «Кочки на болоте» и др.
Учебно-познавательный центр – обеспечивает развитие и коррекцию когнитивных процессов, формирование учебных знаний, умений и навыков. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими умственное и когнитивное развитие.
Материалы для развития памяти и внимания: дидактические игры на развитие памяти и внимания: «Запомни и назови», «Опосредованное запоминание», «Найди отличия», «Найди пару», «Лабиринты» и др.
Материалы для развития мышления: развивающие пособия «Логические блоки Дьенеша», палочки Кюизенера, развивающие игры Никитина «Сложи узор», «Сложи квадрат»; «Установление закономерностей», «Логические задачи», «Аналогии», «Классификация», «Четвертый лишний», «Нелепицы», «Последовательность событий»; пособия с пословицами и поговорками; сюжетные картинки с очевидным и скрытым смыслом; серии картинок, связанных единым сюжетом; рисунки с эмоциями людей и сюжеты, раскрывающие эмоции; конструкторы; мозаика; набор предметов-орудий: сачок, удочка, палочка с колечком, палочка с крючком, палочка с вилкой и другие; сюжетные игрушки; набор игрушек (пластмассовых и деревянных), имитирующих орудия труда - молоток, гаечный ключ, отвёртка; неваляшки; заводные игрушки; колокольчики, погремушки; пластмассовые игрушки; сюжетные и предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и элементов логического мышления; различные варианты настольных игр на развитие элементов логического мышления; книги, содержащие произведения для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.
Материалы для развития речи и представлений об окружающем: картотека «Артикуляционная гимнастика», предметные и сюжетные картинки, плакаты по всем лексическим темам; опорные схемы для пересказов, рассказов-описаний; наглядный материал сезонных изменений в природе; демонстрационный и раздаточный материал по тематике раздела; уголок «Наша библиотека»; различные варианты дидактических игр и книг по развитию речи.
Материалы для формирования учебных навыков.
Пособия по ФЭМП: материал для обучения детей счету; для упражнений в распознавании величины предметов; для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур; пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке и ориентировке во времени. Счетный материал (яблоки, груши, листья, морковки, зайцы, мячи, матрешки, елки, гуси и др.); мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу; наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера; наборы счетных палочек, цифр; карточки и таблицы, модели («числовая лесенка», календарь и др.); логические блоки; математический поезд, панно и картинки для составления и решения арифметических задач; карточки с цифрами и знаками +, —, =, >, <; кубики с цифрами и знаками; магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений.
Обучение грамоте: схемы слов, условные обозначения звуков, звуковые домики, карточки с буквами, магнитная доска с набором букв, предметные картинки различной тематики.
Предметно-развивающая среда в кабинете постоянно обновляется, видоизменяется в зависимости от возраста детей, сезона, изучаемой темы, потребностей и интересов детей.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В учреждении созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа воспитанников с ОВЗ и инвалидов с сохранной возможностью самостоятельного передвижения.
Конструктивные особенности здания учреждения не предусматривают наличие специальных приспособлений: подъемников, пандусов, трапов и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В здание образовательной организации обеспечен доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при помощи кнопки вызова, находящейся в зоне доступа и расположенной у входной двери в Учреждение.
Для создания доступной среды для людей с ограниченными возможностями используются поверхности с рельефно-точечной структурой. Это простой и эффективный способ облегчить ориентирование в пространстве инвалидам по зрению. Тактильные вывески размещены у входа в Учреждение. На них нанесена информация о названии Учреждения и часах его работы. Текст выполнен рельефными буквами и дублирован шрифтом Брайля. Таким образом пользоваться вывеской могут и слабовидящие люди, и посетители без инвалидности. Инвалиды по зрению читают вывеску, ощупывая ее кончиками пальцев. Дополнительная информация для людей с ОВЗ размещена и при выходе из здания.
В детском саду лестницы оборудованы детскими перилами. Для перемещения воспитанников внутри здания имеются широкие дверные проёмы. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Здание оснащено системой противопожарной сигнализации, голосовым оповещением.
Официальный сайт ДОО имеет версию для слабовидящих людей.
Специальные условия питания
Отдельное меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ не предусмотрено. МБДОУ обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания в Учреждении по нормам, установленным законодательством. Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В учреждении организовано сбалансированное четырехразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню.
Завтрак - включает горячие блюда (молочные каши), бутерброд (батон с маслом и сыром), горячий напиток( чай, какао, кофейный напиток).
2-ой завтрак - сок или фрукты.
Обед – включает закуску (салат из свежих овощей), первые блюда (суп, борщ, свекольник), вторые блюда включают гарниры и блюда из мяса, рыбы и птицы, на третье блюдо компот или сок.
Полдник – молочные и кисломолочные напитки с выпечкой (ватрушка с повидлом, домашняя булочка), кондитерскими изделиями.
Ужин - включает в себя, рыбные, овощные, творожные и яичные блюда, горячие напитки.
Проводится круглогодичная искусственная С-витаминизация готовых блюд. Препараты витаминов вводят в третье блюдо (компот или кисель).
Специальные условия охраны здоровья
Первостепенной задачей детского сада является охрана жизни и здоровья детей, их физического развития, в том числе инвалидов и лиц, с ограниченными возможностями здоровья. Для этого созданы необходимые условия по охране жизни и здоровья детей, соблюдаются меры безопасности.
В ДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В ДОУ имеется медицинский кабинет, оснащенный всем необходимым оборудованием. С МБУЗ «Детская городская больница» заключен договор, в рамках которого: организуется систематический контроль за состоянием здоровья воспитанников, проводятся консультации для воспитателей, родителей, проводятся профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний среди воспитанников (профосмотры).
Функционирует психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ. ПМПк реализует диагностико – консультативную, методическую и коррекционно–развивающую деятельность в отношении детей с отклонениями в развитии от 1 до 7 лет. Деятельность ППк направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в обществе детей с различными отклонениями в развитии, исходя из индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка и с учетом многообразия и изменчивости условий местного социума.
С детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья проводятся индивидуальные и групповые психологические консультирования, целью которых является актуализация и содействие перспективному развитию личностных (индивидуально–профессиональных) ресурсов (потенциала) учащегося с ОВЗ, созданы психолого – педагогические условия для развития различных аспектов его жизнеспособности и жизнестойкости, без которых вовлечённость в трудовую жизнь инвалидов затруднена. Условия оказания психолого - педагогической, медицинской и социальной помощи детям – инвалидам постоянно совершенствуются.
В детском саду создан комплекс медико-педагогических технологий, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Доступ к информационным системам
Воспитанникам учреждения не предоставляется доступ к информационным системам, информационно-телекоммуникационным сетям и к ЭОР
Электронные образовательные ресурсы
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют.
Специальные технические средства обучения
Для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательном и воспитательном процессе используются специальные технические средства: интерактивная доска с мультимедийным проектором.
Иные специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования: для глухих обучающихся; для слабослышащих и позднооглохших обучающихся; для слепых обучающихся; для слабовидящих обучающихся; для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи; для обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата; для обучающихся с задержкой психического развития; для обучающихся с расстройством аутентического спектра; для обучающихся с умственной отсталостью в детском саду отсутствуют.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №34 "Игрушка" отсутствуют
Жилые помещения в общежитии, интернате
При МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №34 «Игрушка» общежитие, интернат, в том числе приспособленные для использование инвалидами и лицами с ОВЗ, жилые помещения в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, плата за проживание в общежитии не предусмотренно.